В детстве, в Киеве, бабушка любила водить меня в кинотеатр, музей гранита - культурный центр Сатурн. Он был открыт в 1977 году режиссером Арнольдом Богуславским, снявшим в честь гения личности Сталина одноименный кинотеатру фильм-поэму "Сатурн". Чтобы навеки запечатлеть память вождя, автор решил построить такое сооружение, где можно показать зрителям непрерывающуюся динамическую инсталляцию выстроенную целиком из гранита разных пород. Получасовой фильм был представлен как будто в лабиринте - одним планом. Каждый раз, когда он запускался в кинотеатре, рельсовая тележка со зрителями внутри начинала ехать по фантасмогорическому коридору из разноцветного гранита. На ее носу стояла теле-камера, и изображение проецировалось в огромном зале-холле, всегда в прямом эфире для тех, кто захотел смотреть его дистанционно. Гранит в лабиринте приводился в действие хитроумными механизмами: двигались мозаичные планы, параллаксами смещались фоны, поднимались и опускались инкрустированные диорамы. Крутящимися каменными пластинами, в прожекторах разноцветной подсветки, изменялась геометрия пространства, один зал на пути плавно переходил в другой. Множество различных форм, гранит самых редких и немыслимых расцветок собрали со всей страны. Расставленные по пути динамики громкоговорителей, музыкальным наполнением каждого участка, создавали уникальную атмосферу. Само художественное оформление представляло из себя близкое к античному, абстрактное героико-эпическое полотно напряжённых динамических композиций с силуэтами гор, возвышавшимися на них колоннадами неизвестных храмов, обрывами уходящими вниз к потокам лавы, разливающегося неба, яростного солнца, несоразмерными титаническими силуэтами людей, словно застывших в позах преодоления. День сменялся ночью, пейзаж за пейзажем, событие за событием. Все это поддерживалось различными световыми проекциями, так, что игра света, тени, отражений дополнительно придавала лёгкости и движения громоздким конструкциям. Тележка со зрителями проезжала сквозь арки, ущелья, геометрические конструкции, до некоторых можно было прикоснуться рукой. Поставленная плановость близких и отдаленных объектов создавала эффект масштабности, но всегда была наполнена смыслом и не пустовала. Ну и конечно сама поэма, зачитыеваемая мужским баритоном под симфоническую музыку, громко звучала на протяжении всего пути, заглушая работу, приводящих гранитные композиции в движение, механизмов. По смыслу она была исполнена самыми торжественными, прославляющими и поэтическими аллюзиями завернутыми в античные образы, без какой либо личностной конкретики, скорее абстрактно лирическая, но такая же масштабная и тяжеловесная как сам гранит. Я запомнил только пару строчек из нее: Я поэт! Чем больше я поэт, тем больше я число! Чем больше я число, тем больше я гранит! Чем больше я гранит, тем больше я Сатурн! ____________________ Потом я проснулся.